Вверх

Блог
RSS лента

История компании Ducati

Японские мотоциклы покорили весь мир и установили наивысший уровень развития этого вида техники - сия истина общеизвестна и в доказательствах не нуждается. Но не знает ли она исключений? Существуют ли за пределами Японии фирмы, которые способны противостоять нашествию с Востока не только с помощью традиций, изысканного дизайна и умелой рекламной кампании, но и за счет технического совершенства? Пожалуй, после тщательного изучения этого вопроса и отсеивания "копиистов" от создателей останутся лишь две кандидатуры. Одна из них - немецкий концерн BMW. Вторая - итальянская компания "Дукати".

В 1926 году братья Адриано и Марчелло Дукати основали в итальянском городе Болонья компанию по производству различной радиотехники. Почему радио? В городе Болонья этот выбор был вполне естественным — ведь именно здесь родился Гульемо Маркони, который во всем мире считается изобретателем "беспроволочного телеграфа". К тому же фашисты в Италии решительно взялись за преобразование аграрной страны в индустриальную, а это означало, что вслед за "лампочкой Муссолини" в тысячи итальянских сел пришли и радиоприемники, разносящие бессмертные речи Вождя. Так что рынок сбыта был обеспечен, и в 1939 году на заводе "Дукати" было занято уже более 7 тысяч рабочих.

В годы второй мировой войны компания выпускала радиотехническое оборудование для армии, а также оптические прицелы. Когда же наступили мирные времена, ее хозяева не смогли обеспечить себя заказами, и, чтобы рабочие не оказались на улице, государство национализировало фирму "Дукати" и начало подыскивать подходящий товар для гражданского производства.

За двести километров от Болоньи, в Турине, работал инженер Альдо Фаринелли. Его компания "Сиата" в тридцатые годы выпускала наборы для форсировки серийных "Фиатов", затем, как и все машиностроительные фирмы, была загружена военными заказами. Но в 1944 году Фаринелли, предчувствуя скорое окончание войны, занялся проектированием маленького вспомогательного моторчика для велосипедов. Своему детищу он дал прозвище "Cucciolo" ("Щенок">. Это был довольно оригинальный 50-кубовый силовой агрегат - четырехтактный, верхнеклапанный, причем привод верхних клапанов осуществлялся не толкающими, а тянущими штангами. В блоке с двигателем была выполнена и двухступенчатая коробка передач. Привод на заднее колесо шел со стандартной звездочки велосипеда - она вместе с педалями монтировалась на моторчике. Запускался двигатель педалями, после чего они же служили для переключения передач: если левая педаль была направлена вперед, включалась первая передача, если она была направлена назад - вторая, а вертикальное положение педалей соответствовало "нейтрали". Смазка двигателя осуществлялась разбрызгиванием, без маслонасоса, освещение и работа системы зажигания обеспечивались встроенным четырехполюсным магдино. Мотор развивал максимальную мощность 1 л.с. при 4500 об/мин (к концу его серийного производства в 1959 году мощность была поднята до полутора "лошадок">, и оборудованный им велосипед на одном литре довольно скверного бензина (степень сжатия 6,25 позволяла использовать топливо с октановым числом 65) мог проехать сотню километров.

"Сиата" смогла развернуть серийное производство этих моторчиков уже летом 1945 года, и успех превысил все ожидания. Нужда в дешевом виде транспорта в Италии (как и во всей Европе) была огромной, и небольшая фабрика была просто не в состоянии удовлетворить спрос. Поэтому Фаринелли согласился на предложение правительства — продать лицензию на производство моторчиков для организации их изготовления в Болонье, а сам занялся выпуском спортивных автомобилей.

В ту пору компания "Дукати" была в очевидном кризисе под названием "что делать?" Радиоприемниками итальянцы явно наелись, и в 1945 году на оборудовании для производства прицелов началось изготовление компактных фотокамер. Эта конструкция сама по себе была превосходна, но явно не являлась предметом ажиотажного спроса в разоренной войной стране. А посему "Институт промышленной реконструкции" (IRI), занимавшийся планированием и организацией производства на предприятиях, принадлежавших государству, решил, что веломоторчики будут гораздо более удачным выбором для сохранения рабочих мест. Так ровно 50 лет назад "Дукати", несколько неожиданно для радиотехнической фирмы, занялась мотопроизводством.

Выбор оказался верным. Моторчики расхватывали, как горячие пирожки, несмотря на то, что несколько конкурирующих фирм (в их числе были "Гарелли" со своим "Mosquito", "Альпино" и "Минимотор"> развернули производство веломоторов собственной конструкции. Их двухтактные односкоростные агрегаты были дешевле, но четырехтактный двухскоростной "Cucciolo" гораздо лучше брал подъемы, что в Италии, как на вертел нанизанной на хребет Апеннин, было важным преимуществом. К 1949 году в стране было в эксплуатации 120 тысяч велосипедов со вспомогательными двигателями, и ровно половина из них была оснащена "Cucciolo".

Но послевоенная Италия быстро вставала из руин, росло и благосостояние итальянцев. Велосипеды с моторчиками уже не могли удовлетворять широкие массы покупателей. В ту пору на рынке Италии огромным спросом пользовались мотороллеры и легкие мотоциклы спортивного характера, и "Дукати" решила приударить сразу за двумя женихами. Правда, попытка внедриться на мотороллерный рынок блистательно провалилась. Дебютировавший в январе 1952 "Дукати Cruiser" с механической точки зрения был шедевром - горизонтальный одноцилиндровый верхнеклапанный 175-кубовый двигатель мощностью 8 л.с., оснащенный электростартером, в блоке с гидротрансформатором и автоматической коробкой передач. Внешность же была спроектирована известной дизайнерской фирмой "Гиа". Увы, столь сложная в эксплуатации машина совершенно не привлекла покупателей. Мотороллеры и мотоциклы покупают разные люди с разными запросами, и множество конструкций 50-х и 60-х годов, которые стремились объединить достоинства обеих концепций, были обречены на коммерческий провал.

Гораздо удачнее было обращение к рынку легких мотоциклов. Поначалу, в 1950 году, "Дукати" выпустила на рынок мотоциклетик модели "55" - 55-кубовый трехскоростной вариант "Cucciolo", установленный в хребтовую трубчатую раму мопедного типа, с "телескопом" спереди и жесткой подвеской заднего колеса. Но настоящий успех пришел с дебютом в 1952 году, одновременно с первым показом менее удачливого Cruiser, семейства "98". Это были уже полноценные мотоциклы - хребтовые рамы из штампованных элементов, передняя телескопическая вилка, задняя маятниковая подвеска. Совершенно новый одноцилиндровый четырёхтактный 98-кубовый двигатель имел привод верхних клапанов обычными, толкающими штангами. Стандартные варианты - одноместный "98N" и двухместный 981 — оснащались трехступенчатыми коробками передач, моторами мощностью 5,5 л.с. при 6000 об/мин и при массе 99 кг развивали максимальную скорость 80 км/ч, при этом экономичность оставалась на уровне 2,5 л на 100 км. Более совершенный "98 Sport" имел четырехступенчатую коробку передач, двигатель мощностью 6,5 л.с. при 7000 об/мин и мог разгоняться до 95 км/ч! Поскольку итальянцы - народ живой и горячий, способные устроить гонки когда угодно и на чем угодно (особенной популярностью в те годы пользовались многочасовые соревнования на серийных мотоциклах по маршрутам, проходящим через всю Италию, и гонки на городских улицах), то эти недорогие, но динамичные мотоциклы имели превосходный сбыт.

В 1954 году главным конструктором "Дукати" стал молодой инженер Фабио Тальони, работавший ранее в фирме "Мондиаль" - компании, безраздельно царившей в шоссейно-кольцевых мотогонках в малых кубатурах. Первым делом Тальони получил задание спроектировать 100-кубовый мотоцикл, который смог бы принести победы гонщикам-любителям в соревнованиях все-итальянского значения. Так в марте 1955 года появился "Дукати 100 Gran Sport" - машина, определившая техническое развитие компании на пятнадцать лет вперед. Стремясь повысить мощность двигателя за счет увеличения оборотов, Тальони переместил распределительный вал в головку цилиндра. Привод распредвала осуществлялся вертикальным валом и двумя парами конических шестерен - схема, общепринятая в ту пору на гоночной мототехнике, но требовавшая высокой точности изготовления и поэтому крайне неохотно применявшаяся в серийном производстве. Цилиндр был отлит из алюминиевого сплава, с чугунной гильзой, привод на клапаны осуществлялся коромыслами. 98-кубовый мотор развивал максимальную мощность 9 л.с. при 9000 об/мин, причем выдерживал перекрутку до 11500 об/мин. Трубчатая рама включала в себя в качестве силового элемента картер двигателя. Весь мотоцикл весил всего 80 кг и развивал максимальную скорость 130 км/ч. Сразу же после дебюта мотоцикла команда "Дукати" приняла участие в гонке "Giro del Italia", по маршруту длиной 3400 километров, и заняла все призовые места в 100-кубовом классе. И во всех прочих любительских гонках на серийных мотоциклах эта модель, любовно прозванная "Марианна", неизменно побеждала.

Впрочем, конец 50-х годов в Европе был не лучшим временем для мотоциклетных компаний. Рост доходов спровоцировал бывших мотоциклистов пересаживаться на четыре колеса - не обошло это веяние и Италию. "Дукати" нашел выход в том, что стал ориентироваться не на тех, кому нужен был дешевый транспорт, а на настоящих любителей мотоцикла. К началу шестидесятых годов из программы исчезли и "Cucciolo", и модели со штанговым приводом верхних клапанов. Их место заняли мотоциклы спортивного характера, созданные на основе "Марианны". Ведь при ее проектировании Тальони предусмотрел изготовление модификаций с увеличенным рабочим объемом за счет лишь установки цилиндра большего диаметра: уже в 1956 году на рынок были выпущены 125-кубовый и 175-кубовый варианты, а в 1958 году - и 200-кубовый.

Кроме того, "Дукати" стала проводить более активную экспортную политику. К концу 50-х годов она завоевала рынки европейских стран (чему способствовали и ее спортивные успехи) и вышла на многообещающий рынок США. Можно сказать, что развитие ее мотоциклов в шестидесятые годы проходило под сильнейшим влиянием американского импортера, фирмы "Берлинер Моторз". Поначалу модели, предназначенные для США, отличались лишь неизбежными высокими рогами рулей. Но в апреле 1961 года был представлен новый, 250-кубовый "Дукати". Как и на машинах с меньшим рабочим объемом, одноцилиндровый четырехтактный двигатель имел верхний распредвал с приводом вертикальным валом и парой конических шестерен. Трубчатая рама по-прежнему была замкнута через картер. 18-сильный мотор разгонял мотоцикл массой 125 кг до максимальной скорости 128 км/ч. Но такая динамика в начале 60-х годов уже не считалась экстраординарной, поэтому через два года появилась спортивная версия "Дукати 250 Mark 3", с пятиступенчатой коробкой передач взамен четырехступенчатой и форсированным до 30 л.с. при 8300 об/мин двигателем. Мотоцикл развивал максимальную скорость 150 км/ч и дистанцию 400 м проходил со стартом с места за 16,5 с - на ту пору он был самым быстроходным 250-кубовым дорожным мотоциклом в мире. Кроме того, верный себе Тальони при создании нового двигателя предусмотрел появление модификаций увеличенного рабочего объема, и в 1965 году появился 350-кубовый мотоцикл, а в 1969 году - 450-кубовый.

Вновь обратила на себя внимание всего мотоциклетного мира компания "Дукати" в январе 1968 года, когда было объявлено о планах серийного производства мотоциклов с десмодромным двигателем! Эта система привода требует очень высокой точности изготовления (ведь в ней отсутствует автоматическая компенсация зазоров, свойственная пружинам), и поэтому применять ее на серийных моторах не отваживался никто - ни на мотоциклетных моторах, ни на автомобильных. Забегая вперед, скажем, что больше никто и не решился на подобный подвиг - фирма же из Болоньи сделала понятия "десмодромик" и "Дукати" синонимами. В отличие от сложной системы с тремя валами, применявшейся на гоночных мотоциклах, на серийных 250-кубовых, 350-кубовых и 450-кубовых двигателях привод коромысел - как открывающих, так и закрывающих клапаны - осуществлялся от одного распределительного вала. Параллельно продолжалось и производство одноцилиндровых четырехтактных двигателей - рабочим объёмом от 125 до 450 куб.см - с обычным пружинным механизмом. Пыталась "Дукати" в шестидесятые годы строить также мотороллеры и мопеды с 50-кубовыми двухтактными моторами, но потерпела в этом деле полную неудачу: марка уже ассоциировалась исключительно с динамичными машинами со спортивной душой.


Ваша оценка: Пусто Средняя: 2.7 (7 votes)

Комментарии

Отправить комментарий

 
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • You can enable syntax highlighting of source code with the following tags: <code>, <blockcode>. Beside the tag style "<foo>" it is also possible to use "[foo]".
  • Image links with 'rel="lightbox"' in the <a> tag will appear in a Lightbox when clicked on.
  • Image links from G2 are formatted for use with Lightbox2
  • Image links with 'rel="lightshow"' in the <a> tag will appear in a Lightbox slideshow when clicked on.
  • Links to HTML content with 'rel="lightframe"' in the <a> tag will appear in a Lightbox when clicked on.
  • Links to video content with 'rel="lightvideo"' in the <a> tag will appear in a Lightbox when clicked on.
  • Links to inline or modal content with 'rel="lightmodal"' in the <a> tag will appear in a Lightbox when clicked on.

Подробнее о форматировании

Главная | Портфолио | Услуги | Контакты | Блог